Селитренное Городище

Археологическое наследие края - памятники федерального значения

Памятники археологического наследия представляют собой  уникальную ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (ст. 3 Федерального Закона от 25.06.02 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором (или в котором) обнаружен объект археологического наследия, в течение десяти дней со дня обнаружения данного объекта. Памятники археологии относятся к объектам культурного наследия федерального значения и находятся'в государственной собственности (п. 3 ст. 49 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ) и под охраной государства, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Цели и задачи, а также перечень мероприятий, которые включает в себя государственная охрана объектов историко-культурного наследия определяются ст. 33 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ. Также в целях сохранения объектов археологического наследия статьей 35 этого же закона устанавливается, что проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию с госорганами охраны объектов культурного наследия. Проектирование и проведение таких работ осуществляется при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории подлежащей хозяйственному освоению археологических объектов.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности, обнаруженных объектов до включения даны объектов в реестр, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Археологические работы проводятся в целях получения исторической, научной информации, а также и для обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия. Например, иногда под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные полевые работы с полным или частичным изъятием археологических находок из раскопов. Полевые археологические работы проводятся на основании, и только при условии наличия, разрешения (открытого листа) на право проведения таких работ (п.8 ст. 35 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ). Открытые листы выдаются по заявкам учреждений, организующих и ведущих экспедиционные археологические изыскания, на имя исследователя указанного в заявке (п. 2.2. Положения о производстве археологических раскопок и разведок и об открытых листах от 23.02.2001 г.) сроком не более, чем на один год. Открытый лист является единственным документом, дающим право ведения раскопок и разведок, и не может быть заменен каким-либо другим документом. Открытые листы выдаются Институтом археологии РАН. Самовольные раскопки без открытого листа рассматриваются как умышленное уничтожение или порча памятников археологии. Самовольные разведки (в том числе проведение археологических экспертиз при согласовании землеотводов) являются серьезным нарушением законодательства. Виновные в этом лица, а также руководители учреждений и организаций подлежат привлечению к административной (ст. 7.13. - 7.16 Кодекса об административных нарушениях РФ) или уголовной (ст. 243 Уголовного кодекса РФ) ответственности. Кроме того, ч. 2 ст. 61 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ предусматривает, что лица, причинившие вред объекту археологического наследия, обязаны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что'не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий. В зависимости от характера полевых археологических исследований Открытые листы имеют четыре формы:

Форма №1 - на право производства раскопок памятников археологии и разведок их.

Форма №2 - на право производства разведок с частичным вскрытием небольших участков (до 20 м2) памятников с разведывательными целями.

Форма №3 г- на право производства разведок без производства каких-либо земляных работ на памятниках.

Форма №4 - на право производства охранных раскопок памятников, разрушаемых при строительно-земляных работах или находящихся в аварийном состоянии.

Открытые листы по формам №1 и №4 выдаются на раскопки конкретных памятников археологии, Открытые листы на производство разведок - с указанием конкретных административных регионов.

Физические и юридические лица, проводившие археологические полевые работы, в течение трех лет со дня выполнения работ обязаны передать все обнаруженные культурные ценности на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ (п.9 ст.45 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ). Отчет о выполненных археологических полевых работах и вся полевая документация в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (Открытого листа) на право их проведения подлежат передаче на хранение в государственную часть Архивного фонда РФ (п. 10 ст. 45 Федерального Закона от 25.06.02 г. № 73-ФЗ).

Причем, анализ сохранности объектов культурного наследия РФ за последнее десятилетие показал, что на фоне ослабления структур власти в центре и на местах, произошла массовая порча и уничтожение археологических памятников в процессе реализации промышленных проектов. И в настоящее время, Институтом археологии РАН, по поручению Министерства культуры и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, проводится проверка соблюдения Федерального закона № 73 от 25.07.02 г. в части проведения комплекса охранно-архео-логических работ на стадии инвестиций, технико-экономического обоснования, и выполнения рабочих проектов, а также наличия в составе проектно-сметной документации раздела «Охрана памятников археологии», сформированного на основе проведенных полевых исследований. Институт археологии РАН контролирует проведение полевых исследовательских работ по всей территории РФ, а также имеет возможность опротестовывать разрешения региональных отделов памятников истории и культуры, выданные без проведения соответствующих полевых исследований.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ООО «НПЦ «АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ» НАТАЛЬЯ ПОПОВА

Оптимизировано для просмотра в IE5.0 с разрешением 1280х960
Ваши замечания, сообщения об обнаруженных ошибках, предложения просьба высылать на pleh@mail.ru
При использовании любой информации с сайта ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА

Археология.РУ - Скифика-Кельтика. Аннотированный регулярно обновляемый каталог ресурсов зоны RU и зарубежных от палеолита до средневековья. Разделы: новости археологии, археологические организации, тематические подборки, исследовательские темы, библиотека on-line, археологический фольклор, поиск в Сети, Форум, Доска объявлений и т.д. Web-мастер - к.и.н. Владимир Еременко, Санкт-Петербург. Rambler's Top100 META - Украина. Украинская поисковая система
Сайт управляется системой uCoz