Селитренное Городище
Пигарёв Е.М. (Астрахань)

Монеты в погребениях Золотой Орды

За десятилетия археологического изучения Золотой Орды российскими археологами были выявлены, раскопаны и исследованы сотни погребальных памятников золотоордынской эпохи.

В центре внимания исследователей всегда были вопросы хронологии, периодизации и этнокультурной идентификации памятников. Детально были изучены конструкции могильных ям и над- (внутри) могильных сооружений; определены и сформированы типологические схемы отдельных предметов и целых комплексов сопровождающего инвентаря, проводились антропологические исследования (Федоров-Давыдов Г.А. 1996; Федоров-Давыдов Г.А. 1976; Иванов В.А., Кригер В.А. 1988; Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. 1987; Плетнёва С.А. 1982.).

Отдельным же монетам, обнаруженным в погребениях, не предавалось особого значения. Единичные монеты интересовали археологов, прежде всего, как датирующий материал (Федоров-Давыдов Г.А., 1965; Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1981, с.63; Мажитов Н.А.,1981, с.124; Мыськов Е.П., 1992, с.16). Специфичность находок монет в погребениях не учитывалась. Разработка этого вопроса, однако, может иметь большое значение для археологии и этнологии.

Все монеты, обнаруженные в погребениях, можно разделить на две большие группы: первая - монеты украшения, вторая - монеты "оболы мертвых". Отличительная особенность первой группы - наличие на монете ушка или отверстия для подвешивания. Вряд ли монеты этой группы могут обладать датировочной способностью, т.к. продолжительность жизни украшений может быть достаточно длительной. Несмотря на встречаемость, в более позднее время, монет-украшений у тюркских народов, ведущих свое происхождение с эпохи Золотой Орды (татар, казахов, ногайцев), они не замечены в погребениях XIII-XI веков.

Более многочисленен материал о монетах, несущих нагрузку "обола мертвых". В этом случае монета должна отвечать следующим требованиям: 1 - отсутствие на монете приспособления для подвешивания, 2 - характерное местоположение монеты в погребении. Обычное местоположение монеты: во рту, в районе черепа, в районе рук, на груди, зафиксированы случаи положения монеты на дно и в засыпи могильной ямы.

Историография этого вопроса крайне скудна. Аналогичные исследования проводились на материале погребений Древней Руси (Потин В.М., 1971; Равдина Т.В., 1988). Что касается золотоордынской эпохи, то в археологии этот вопрос не поднимался, а этнографических наблюдений, связанных с этим обрядом, каких-либо серьезных не проводилось (Пигарев Е.М. 1995).

Традиции положения монеты в погребения оседло-земледельческого населения прослежены, на территории Восточной Европы, еще с римского времени. Этот обычай не являлся характерным только для одного какого-нибудь народа. Он бытовал в античном мире, у германских племен, финно-угорских народностей, тюрков и скорее всего характеризовал уровень социально-экономического развития той или иной культуры.

В культурах кочевнических (до ХIII в.) эти традиции не прослеживаются в массе, кроме отдельным случаев, причем чаще в погребениях встречаются монеты-украшения, находки монет - "оболов" единичны (Шилов В.П., 1975 c.l59, с.162; Круглов Е.В., 1992 c.l53, с.156; Филипченко В.А., 1959 с.239; Мажитов Н.А., 1981, с.49, с.105, с.114, с.116, с.155; Максимов Е.К.,1969; Федоров-Давыдов Г.А., 1966 с.104-106).

ХIII-ХIV вв. характеризуются образованием в степях золотоордынского государства, градостроительной политикой ханов, процессом оседания кочевников (Федоров-Давыдов Г.А.,1966 с.199, с.207; Егоров В.Л.,1985 с.77). Именно в этот период появляется чеканка собственно золотоордынских монет, устанавливается тесная связь между городом и степью, в среде кочевников развиваются товаро-денежные отношения (Федоров-Давыдов Г.А.,1966 с.214; Мухамадиев А.Г., 1983 с.43; Иванов В.А., Кригер В.А. 1988 с.29). Средством обмена, показателем уровня богатства, деньгами в кочевых и полукочевых обществах был скот, вероятно поэтому в состав погребального инвентаря кочевнического погребения входили части туш крупного или мелкого рогатого скота.

Новые экономические отношения изменили не только быт кочевников, они внесли коррективы в представление человека о мире мертвых. И именно в золотоордынский период, с появлением собственного монетного чекана, количество погребений с монетами значительно увеличивается (Федоров-Давыдов Г.А., 1966 с.214).

В предлагаемой нами работе, мы рассматриваем погребения с монетами, раскопанные на территории Золотой Орды. Географическое распространение подобных погребений достаточно широко - Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Самарская области, Татария, Калмыкия, Казахстан, Украина и др. (Мамонтов В.И., 1992 с.17; Шнайдштейн Е.В., 1978 с.56; Ефимова А.М., 1960; Шилов В.П., 1959 с.378; Синицын И.В., 1960 с.135; Плетнева С.А., 1958 с.171; Сымонович Э.А., 1960 с.108).

В каталог, сопровождающий статью, вошли фигурирующие в отчетах, музейных коллекциях и публикациях данные о погребениях XIII-ХV вв. с золотоордынскими монетами. Нумерация курганов, могил и погребений соответствует нумерации в отчетах и публикациях авторов раскопок.

Всего нами обнаружено 214 погребений, содержащих в погребальном инвентаре одну или несколько монет. Из них только три погребения кроме золотоордынских имели в своем составе иноземные монеты, - что составляет 1,4 % от общего количества погребений. В 48 погребениях встречены медные монеты (22,4 %), в 166 погребениях - серебряные дирхемы (77,6 %), одновременно и медные и серебряные зафиксированы в 6 погребениях (2,8 %).

Из 214 изученных нами погребений по возрасту определены как взрослые- 210 (98 %), как детские - 4 (1,9%); по полу: как мужские - 55 погребений (25,7%), как женские - 49 (22,9%), 110 погребений (51,4%) не определены.

Наибольшее количество погребений раскопано в Астраханской (74) и Волгоградской (66) областях. Это обусловлено тем, что именно здесь располагалась столица государства город Сарай (Сарай ал-Махруса, Сарай ал-Джедид), окруженная многочисленными городами и сельскими поселениями, что активизировало процесс оседания кочевников и развитие в их среде товаро-денежных отношений.

Хронологически, рассматриваемые нами, погребения делятся на три основных периода: XIII, ХIV и ХV века. Датировка выводится по поздней монете, если монет в погребении несколько.

  • ХIII в. - 21 погребение (9,8%);
  • ХIV в. - 134 погребения (62,6%);
  • ХV в. - 5 погребений (2,3%);
  • неопределенных - 54 погребения (25,2%).

ХIV век условно разделен нами на три подпериода:

  • 1300 -1330-е гг. - 38 погребений (17,8 % от общего количества, 28,4 % от погребений ХIV в.);
  • 1340 -1360-е гг. - 62 погребения (29 % и 46 %, соответственно);
  • 1370 -1390-е гг. - 6 погребений (2,8 % и 4,5 %, соответственно).

28 погребений определены авторами просто ХIV веком, без уточнения, что составляет 13 % от общего количества и 20,9 % от погребений ХIV в..

Из приведенного выше видно, что наибольшее количество погребений с монетами приходится на ХIV век, особенно, на 1340 - 1360-е гг. Это совпадает с периодом наивысшего расцвета золотоордынского государства (Егоров В.Л., 1985 с.78; Федоров-Давыдов Г.А., 1994 с.17).

Самые ранние погребения относятся к 60-м гг. XIII века, к периоду становления государства. Самые поздние - к 20-м гг. ХV века, периоду распада Золотой Орды.

Количественное неравенство погребений с монетами XIII - сер. ХIV вв. и погребений с монетами конца ХIV - начала ХV вв. связано не только с экономическими подъемами и закатами. Это напрямую связано с процессом постепенной исламизации все больших слоев золотоордынского населения и изменением, в связи с этим погребально-поминальной практики. Одно из основных требований ислама к погребальному обряду - полное отсутствие в могиле каких бы то ни было вещей, кроме савана.

В 83 погребениях находилась не одна, а несколько монет (от 2 до 49 штук), при этом зафиксирована разница между старшей и младшей монетами от 2-10 до 79-99 лет.

Выше мы проанализировали встречаемость монет в погребениях по поло-возрастным признакам. Из чего видно, что монета не характерна для состава погребального инвентаря ребенка. В то же время монеты сопровождают в погребении и мужчин и женщин. Кроме того, монета социально универсальна, т.к. входила в погребальный инвентарь и богатых захоронений (10-15 предметов, изделия из драгоценных металлов, надмогильное сооружение) и бедных.

Золотая Орда была носителем двух стихий - кочевой, степной и городской, ремесленно-торговой. С ростом городов, с активизацией торговли крепли экономические связи и культурный взаимообмен этих стихий. Это явление заметно при рассмотрении погребального инвентаря кочевого и оседлого населения. Интересующий нас объект - монета - встречается как в первом, так и во втором случаях.

Нами проведен сравнительный анализ Бахтияровского курганного могильника (Волгоградская область, автор исследований Кригер В.А.) и грунтового могильника Маячный - 1, 2 (Астраханская область, авторы исследований Котеньков С.А., Артемьев С.Б., Малов Н.М., Четвериков С.И.). Суммированный погребальный инвентарь Бахтияровского могильника: кости коня, седла, стремена, удила, ножи, ножницы, изделия из ткани и кожи, гребни, зеркала, серьги в виде знака вопроса из различных металлов, берестяные колчаны, накосники, бокка, кости овцы в качестве заупокойной пищи. В зависимости от социального статуса погребенного в погребении находится от 1-2 до 10-15 предметов сопровождающего инвентаря. Отсутствие предметов, характерных для оседлых народов, определяет могильник как кочевнический. Суммированный погребальный инвентарь могильника Маячный: ножи, ножницы, изделия из ткани и кожи, гребни, зеркала, серьги в виде знака вопроса, берестяные колчаны, накосники, бокка, деревянная посуда. Крайне редко в качестве заупокойной пищи встречаются кости овцы или других домашних животных, намного чаще присутствуют зерна проса, винограда и других сельскохозяйственных культур. В зависимости от социального статуса погребенного в погребении находится от 1-2 до 10-15 предметов сопровождающего инвентаря. Отсутствие предметов, характерных для кочевых народов (всадников), определяет могильник, как некрополь городского оседлого населения.

На Бахтияровском могильнике было раскопано 135 погребений, из них 14 погребений, выполненных по мусульманскому обряду, нами в настоящее время не рассматриваются. В сравнительном анализе используется 121 погребение. На могильнике Маячный-1, 2 раскопано 326 погребений, из них 203 погребения определены как мусульманские и в работе не использованы. Для сравнительного анализа выбрано 123 погребения.

Из таблицы ?1 видно, что на, примерно равное, количество погребений с обоих могильников, приходится равное количество погребений с монетами. Это говорит о том, что обряд обола был принят и в среде кочевников и у оседлого населения. Как уже отмечалось выше, монеты практически не встречаются в детских погребениях, и, приблизительно, одинаково встречаются в погребениях мужчин и женщин. Население Золотой Орды было весьма пестрым по этническому составу, этим объясняется обилие ориентировок погребений на обоих могильниках (Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. 1987 с.146-147). Примечательно, что во всех случаях ориентации могил, кроме северной, присутствуют монеты. Северная ориентировка могил считается характерной для монгольских племен (Пугаченкова Г.А., 1967). В то же время, наличие монеты в погребении явление для Монголии необычное (Волков В.В., 1981 с.486). Но, для кыпчакских погребений монета является привычным элементом погребального инвентаря (Иванов В.А., Кригер В.А. 1988 с.25-26).

Таблица №1

Сравнительный анализ Бахтияровского курганного и Маячного грунтового могильников

Характеристика

Маячный

Бахтияровка

 

Количество

%

Монеты

Количество

%

Монеты

Кол-во

%

Кол-во

%

Всего погребений

123

100

   

121

100

   
с монетами

32

26

   

33

27

   
Взрослое

109

89

31

97

121

100

33

100

Детское

14

11

1

3

-

-

-

-

Мужчина

20

16

6

18

30

25

9

27,7

Женщина

29

24

14

44

36

30

10

30,3

Не определено

74

60

12

38

55

45

14

42

Ориентировка

Запад

14

11

2

6,3

59

49

17

51,5

Восток

21

17

8

25

2

1,6

1

3

Север

6

5

-

-

2

1,6

-

-

Юг

24

20

15

47

2

1,6

1

3

Юго-запад

20

16

2

6,3

52

43

14

42,4

Сев.-восток

14

11

3

9

2

1,6

-

-

Юго-восток

5

4

2

6,3

-

-

-

-

Сев.-запад

19

15

-

-

2

1,6

-

-

Во второй половине ХIV века в погребальном обряде населения Золотой Орды происходят значительные изменения: из могил исчезают предметы всадничества, вооружения. Однако сохраняются монеты и украшения. Сокращения ассортимента погребального инвентаря и изменения в погребальном обряде свидетельствуют о наступлении нового периода, основным содержанием которого явилось принятие ислама большинством населения, и как следствие того - постепенное отмирание языческих погребальных традиций (Иванов В.А., Кригер В.А. 1988 с.30).

Ислам выдвигал совершенно новые идейно-эстетические задачи, приобщая население Золотой Орды к ирано-арабской мусульманской культуре.

Е.А.Халикова, в результате анализа текстов: "Аль-хидая-фильфуру" и "Аль-Кифая-фи шарх аль-Хидая", выделяет два основных требования ислама к погребальному обряду: 1- отсутствие в могиле каких бы то ни было вещей, кроме савана; 2- соблюдение кыблы - т.е. ориентация лица покойного к Мекке с небольшим разворотом погребенного на правый бок (Халикова Е.А., 1986 с.44). Для нас особенно интересен первый пункт - отсутствие в могиле вещей.

Погребальный обряд это комплекс взаимосвязанных признаков, характеризующих устройство погребального сооружения, состояние и положение останков умершего, состав и размещение сопровождавшего захоронение инвентаря. Погребальный обряд - это ряд последовательных действий, отражающих сочетание бытовых и религиозных представлений в сознании людей его совершавших, направленных на погребение и поминовение усопших. С принятием новой религии (и новых обрядов) должно измениться и мировоззрение человека. Следовательно, должно измениться понимание "мира мертвых". И, если новая религия (ислам) запрещает снабжать покойника необходимыми ему в "другом мире" вещами, то и обряд обола должен или полностью исчезнуть, или видоизмениться.

При рассмотрении современного мусульманского комплекса погребального и поминального обрядов, можно отметить следующее. Современный мусульманский погребальный обряд полностью подчиняется вышеуказанным требованиям ислама, в то же время поминальный - сохранил ряд реликтовых (доисламских) действий. Так, на поминках после похорон, у многих народов придерживающихся ислама, происходит предписанная шариатом раздача денег - милостыня для "выкупа грехов". Душа покойного является грозной и таинственной силой, поэтому ее надо умилостивить, обеспечить всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Если умилостивить людей на поминках, то их благодарность будет служить ходатайством перед Богом об отправлении покойника в рай (Смирнова Я.С., 1978 с.136; Толеубаев А., 1978 с.51; Есбергенов Х., 1963 с.32-42; Пигарев Е.А., 1995 с.10).

Таким образом, из всего выше перечисленного, можно сделать вывод. В ХIII веке у народов, населявших золотоордынское государство, в погребальном обряде появляется элемент - обол мертвых, просуществовав до ХV века, под влиянием исламских тенденций этот элемент переходит из погребального в поминальный обряд, в котором существует до сих пор.

Литература

  1. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: МГУ, 1966
  2. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. М.: 1976
  3. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.) М.: 1988
  4. Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы М.:1987
  5. Плетнева С.А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей М.: 1982
  6. Федоров-Давыдов Г.А. О датировке типов вещей по погребальным комплексам // СА, ? 3, 1965
  7. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге М.: 1964
  8. Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала (VIII-XII вв.) М.: 1981
  9. Мыськов Е.П. О периодизации золотоордынских памятников Нижнего Поволжья // Тезисы докладов на межрегиональной конференции "Средневековые кочевники и городская культура Золотой Орды" Волгоград: 1992
  10. Потин В.М. Монеты в погребениях Древней Руси и их значение для археологии и этнографии. // ТГЭ, вып.12, Л.: 1971
  11. Равдина Т.В. Погребения Х-ХI вв. с монетами на территории Древней Руси. Каталог М.: 1988
  12. Шилов В.П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья. Л.: 1975
  13. Круглов Е.В. Хазарские погребения на р. Аксай // ДВДС вып.2, Волгоград: 1992.
  14. Филипченко В.А. Погребение Х в. в Астраханской области у с.Дапас // СА, ? 2, 1959
  15. Максимов Е.К. Позднекочевнические погребения Урало-Волжского района// Древности Восточной Европы. М.: 1969
  16. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в ХIII-ХIVвв. М.: 1985
  17. Мухамадиев А.Г. Булгаро- татарская монетная система XII-ХVвв. М.: 1983
  18. Мамонтов В.И. Курганный могильник "Зубовка". // ДВДС, вып.2, Волгоград: 1992
  19. Шнайдштейн Е.В. Раскопки курганов в урочище "Гува". // Археологические памятники Калмыцкой степи. Элиста: 1978
  20. Ефимова А.М. Могильник на Бабьем бугре городища Болгары. // МИА, ? 80, М.: 1960
  21. Шилов В.П. Калиновский курганный могильник. // МИА-60, т.1, М.: 1959
  22. Синицын И.В. Древние памятники в низовьях Еруслана (по раскопкам 1954-1955гг.). МИА-78, т.2, М.: 1960
  23. Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы в южнорусских степях.// МИА-62, М.: 1958
  24. Сымонович Э.А. Памятники позднекочевнического времени в Поднепровье // КСИИМК-81, М.: I960.
  25. Пигарев Е.М. Принцип "обола" в погребальном обряде населения Золотой Орды./Проблемы взаимодействия национальных культур. /Межэтнические общения в полиэтническом регионе./ Сб. тез. Часть 2. Астрахань, 1995, с.54.
  26. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., МГУ, 1994, с.17.
  27. Пугаченкова Г.А. Погребение монгольского времени в Халчаяне. //СА, ? 2, 1967.
  28. Волков В.В. Советско-Монгольская Экспедиция.//А0-1980г., М., 1981, с.486.
  29. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии. Казань, 1986.
  30. Смирнова Я.С. Старое и новое в современной погребальной обрядности народов Северного Кавказа. // Полевые исследования Института этнографии 1976 г. М., 1978.
  31. Толеубаев А. Пережитки анимистических представлений казахов /по материалам похоронно-поминальной обрядности/. //Проблемы этнографии и этнической антропологии. М., 1978.
  32. Есбергенов X. К вопросу о борьбе с пережитками устаревших обычаев и обрядов /Каракалпакские поминки/. //СЭ, ? 5, 1963.
  33. Пигарев Е.М. Мусульманские кладбища как исторический источник. //Проблемы взаимодействия национальных культур./Межэтнические общения в полиэтническом регионе./. Сб. тез. Часть 1, Астрахань. 1995.

Список условных сокращений:

СА - Советская археология
ТГЭ - Труды Государственного Эрмитажа
ДВДС - Древности Волго-Донских степей
МИА - Материалы и исследования по археологии СССР
КСИИМК - Краткие сообщения Института истории материальной культуры
АКМ - Астраханский краеведческий музей
ВОКМ - Волгоградский краеведческий музей
СГУ - Саратовский Государственный университет
МГУ- Московский Государственный университет
ПАЭ - Поволжская археологическая экспедиция
Института археологии РАН.
АО- Археологические открытия
СЭ - Советская этнография

Оптимизировано для просмотра в IE5.0 с разрешением 1280х960
Ваши замечания, сообщения об обнаруженных ошибках, предложения просьба высылать на pleh@mail.ru
При использовании любой информации с сайта ссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА

Археология.РУ - Скифика-Кельтика. Аннотированный регулярно обновляемый каталог ресурсов зоны RU и зарубежных от палеолита до средневековья. Разделы: новости археологии, археологические организации, тематические подборки, исследовательские темы, библиотека on-line, археологический фольклор, поиск в Сети, Форум, Доска объявлений и т.д. Web-мастер - к.и.н. Владимир Еременко, Санкт-Петербург. Rambler's Top100 META - Украина. Украинская поисковая система
Сайт управляется системой uCoz